Портал правительства Москвы

Мясницкая, 39

Дом Центросоюза


plc9.jpg


Жесткие, суровые и романтичные 20-е годы. Едва придя в себя после ожесточенной Гражданской войны, новая власть ввязалась в войну культурную, победа в которой сулила построение коммунистического общества. Одним из главных противников в этой войне была воплощенная в камне московская старина: башни и ворота, особняки и флигели. А особенно церкви, которые были решительно не нужны молодой красной столице.

Битва за новый коммунистический быт велась без церемоний. Архитектурным стилем Города Будущего должен был стать модный в то время конструктивизм с его простотой и лаконичностью форм.

Наглядной иллюстрацией архитектурного бума может послужить история Мясницкой улицы. В течение нескольких лет здесь были снесены пять старинных храмов: Гребневской Божией Матери, Святого архидиакона Евпла, Фрола и Лавра, Николы Чудотворца в Мясниках и Трех святителей. К этому списку надо добавить триумфальные Красные ворота, венчавшие собой Мясницкую. Так новая конструктивистская Москва расчищала место для своих смелых архитектурных экспериментов.

Одним из первых в ряду новых зданий в 1925 году появился Госторг на Мясницкой. А вскоре был объявлен открытый конкурс на строительство еще одного дома на Мясницкой, победу в котором одержал признанный во всем мире лидер и вдохновитель конструктивизма французский архитектор Ле Корбюзье. Заказчиком проекта выступил Центральный Союз потребительских обществ СССр, а дом по Мясницкой, 39 стал называться домом Центросоюза. Изначально проект предусматривал строительство здания со столбами-опорами, ленточным застеклением окон и свободной планировкой внутри. Под руководством видного столичного архитектора Н. Колли строительство продолжалось с 1928 по 1936 годы. Полученный результат вряд ли оправдывал урон, нанесенный историческому облику района, но все же дом Центросоюза занял свое место в многочисленных путеводителях по Москве. Огромное административное здание ориентировано на две улицы: Мясницкую и проспект Академика Сахарова. При строительстве была использована каркасная конструкция и навесные стены.

К сожалению, суровая действительность поступила с домом Центросоюза немногим лучше, чем со старинными московскими церквушками. С годами от оригинального архитектурного замысла осталось не так уж много. Так и не было построено северное крыло здания, застроили пространство между опорами, светлые фасады здания посчитали "бедными" и облицевали их темно-коричневым туфом, а во внутренней отделке широко использован мрамор, который сам Ле Корбюзье считал "буржуазным" и "претенциозным". Отношение к этому зданию сейчас неоднозначно, но трудно спорить с тем, что оно стало частью московской истории, с которой нужно научиться обращаться бережно.