RSS

Городской портал госуслуг
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову

plc13.jpg

Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову в Москве
(скульптор И. Д. Бродский, архитекторы Н. Н. Миловидов, Г. Е. Саевич, А. М. Моргулис, 1965).

Памятник был установлен на площади Красных ворот в 1965 г. Ещё в 1941 г. части площади присвоили имя этого выдающегося русского поэта. Дело в том, что Михаил Лермонтов появился на свет в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в доме напротив Красных ворот. Сейчас на месте дома находится высотное здание, на котором есть памятная доска с изображением М. Ю. Лермонтова.

В 1941 Совет Народных Комиссаров вынес постановление о сооружении памятника Лермонтову на его родине — в Москве. Предстояло осуществить идею, впервые появившуюся в кругах демократически настроенной московской интеллигенции еще в 1880-х. Разработка проектов была начата еще в 1941 году. В частности, ряд эскизов был сделан знаменитым советским скульптором Иваном Дмитриевичем Шадром – автором всемирно известного шедевра брутальной скульптуры «Булыжник – орудие пролетариата». Однако помешала война.

Поиски наилучшего образного решения возобновились в 1950-х. В 1952 году прошел всесоюзный конкурс на памятник Лермонтову, в 1958 – еще один. Конкурсанты предоставили жюри 48 проектов, из которых было отобрано 42. Но результаты оказались неутешительными. Жюри пришло к следующему заключению: «ни в одном из проектов авторам не удалось дать решения, в должной мере раскрывающего образ гениального поэта…» Решено было провести заказной конкурс – среди мастеров, приглашенных Министерством культуры СССР. По результатам были организованы две авторские группы: скульптора Мотовилова и скульптора Бродского, которым и было поручено заниматься дальнейшей разработкой проекта. Несмотря на это конкурс продолжился до 1961 года, поступили новые проекты, однако ни один из вариантов все равно не мог быть утвержден. Двум группам скульпторов было поручено доработать их проекты. Один принадлежал Бродскому, другой – Стемпковскому. Казалось бы, работа по созданию памятника началась. Но в 1964 году объявляется очередной конкурс – лишь затем, чтобы убедиться в том, что ни один (!) из вновь предоставленных вариантов не подойдет, и остановиться все на том же проекте группы Бродского. Было поручено приступить к выполнению рабочей модели памятника и создать её … за один месяц!

Предполагалось, что многострадальный памятник будет торжественно открыт в период юбилейных торжеств – осенью 1964 года, когда широко праздновался 150-летний юбилей поэта. Но в столь короткие сроки авторам уложиться не удалось, и открытие состоялось только в июне 1965 года.

Бронзовую фигуру Лермонтова ограждала решетка-барельеф, на которой были изображены воплощенные в металле образы из лермонтовских произведений: “Мцыри”, “Демон”, “Парус”, а также цитировались его поэтические строки.

Памятник скульптора Бродского можно назвать самым романтическим московским монументом. Скульптор удивительно точно сумел выразить в пластическом образе суть личности и характер творчества одного из величайших русских поэтов. Скульптура словно насыщена внутренней энергией: стройная фигура напряжена, ветер развевает воротник и полы шинели, поза переменчива, неустойчива. Очень выразителен портрет — задумчивое юношеское лицо с устремленным в себя, пронизанным глубоким драматизмом печальным взглядом.

Установка этого памятника на площади, при входе в небольшой сквер, представляет собой удачный пример создания микроансамбля на месте пересечения нескольких транспортных магистралей. Созданный в масштабах, соразмерных человеку, он образует как бы участок особой, художественной, интеллектуальной среды в шумной и суетной городской обстановке.