RSS

Городской портал госуслуг
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Милютинский переулок, дом 16

ТЕАТР "ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ"

plc8.jpg


Это с виду непримечательное здание является живым свидетелем многих славных событий из истории московского драматического театра.

В начале XX века в Москве огромной популярностью пользовались театральные капустники, регулярно устраиваемые актерами Московского Художественного театра Н.Ф. Балиевым, О.Л. Книппер-Чеховой, И.М. Москвиным, В.И. Качаловым. В феврале 1908 года в доме Перцова на Пречистенской набережной состоялся первый спектакль театра-кабаре, родившегося из этих капустников. Всемирно известным символом МХАТа уже давно являлась парящая в воздухе чайка. На занавесе нового театра актеры-мхатовцы изобразили летучую мышь. Такое же название получил и театр-кабаре. Первое время театр существовал при значительной финансовой поддержке нефтепромышленника Н.Л.Тарасова как клуб актеров Художественного. Представления "Летучей мыши" предназначались, в основном, для московской артистической богемы, носили характер импровизации и в целом, оставались прежними капустниками: веселые миниатюры, пародии на спектакли МХТ, сценки и монологи. Многочисленные зрители могли увидеть здесь Станиславского, показывающего фокусы, Шаляпина и Собинова, пыхтящих на борцовском ковре, отплясывающего польку Качалова. Основателем и душой "Летучей мыши" был Николай Балиев. Прежде всего, он был талантливым актером. Считается, что именно благодаря Балиеву в России стало известно слово "конферансье". За Н.Ф. Балиевым прочно сохранялась репутация "самого большого мастера на самые маленькие шутки". Именно ему театр был обязан той шутливой, жизнерадостной атмосферой, привлекавшей сюда всю артистическую Москву. Карточка с изображением летучей мыши и со словами "Летучая мышь разрешает Вам посетить ее подвал" была известна всей первопрестольной.

В 1909 году в Москве произошло страшное наводнение, после которого театр переехал с Пречистинки в Милютинский переулок. Здесь "Летучей мыши" было значительно просторнее, чем в маленьком подвальчике дома Перцова. Стены театра были украшены панно, в углу зала располагался фонтан в виде плачущей трагической маски, сделанной скульптором Н.А. Андреевым. В следующем 1910 году "Летучей мыши" был нанесен тяжелый удар - внезапно скончался меценат театра Н.Л.Тарасов. Чтобы выжить в новых условиях пришлось пойти на большие перемены. Актерский клуб отделился от МХТ и стал самостоятельным театром, а репертуар пришлось составлять в расчете на состоятельную публику. К началу Первой мировой войны "Летучая мышь" начала понемногу переходить от изящных сценок к постановке миниатюр, построенных на основе классического водевиля.

В 1915 году театр переехал из Милютинского в подвал доходного дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке. В 1919 году Н.Ф. Балиев увез труппу на гастроли в Киев, потом вернулся в Москву, а в 1920 уехал с частью труппы за границу, где и остался. В подвале же дома 16 в Милютинском переулке обосновалось еще одно театральное заведение - "массалитиновская" школа, названная так по имени талантливого актера МХТ Николая Массалитинова. В создании школы приняли активное участие еще два Николая - Александров и Подгорный, отчего школу иногда называли "школой трех Николаев". В 1916 году выпускники школы создали 2-ю студию Художественного театра и поставили свой первый спектакль "Зеленое кольцо" по пьесе З. Гиппиус. Репертуар студии практически полностью состоял из модернистских пьес русских авторов. Из этой студии вышла целая плеяда блестящих актеров: Н.П. Баталов, Н.П. Хмелев, К.Н. Еланская, М.И. Прудкин, М.М. Яншин.